В школе состоялась встреча со специалистом по системному семейному консультированию, консультативной психологии, доцентом кафедры общей и профессиональной психологии МГУ им. адм. Г. И. Невельского Натальей Михайловной Шориной. Внимание старшеклассников было акцентировано на основных задачах развития в ранней юности, а именно:
- обретение чувства личностной тождественности и целостности;
- обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
- профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;
- развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
По мнению Натальи Михайловны, ранний юношеский возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно – сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчиваются формирование и функциональное развитие тканей и органов. В плане полового развития большинство юношей и девушек этого возраста находятся уже в постпубертатном периоде.
Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем – то стать в будущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реального выбора.