Более 300 школьников и почти 40 педагогов Приморского края стали участниками мастер-класса и семинара Елены Ядровской, доктора педагогических наук, доцента кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена, руководителя образовательного проекта «Всероссийская филологическая школа», одного из авторов учебно-методического комплекса по литературе под ред. В.Г. Маранцмана, члена рабочей группы по разработке Концепции школьного филологического образования.
Давно ли из итоговой аттестации школьников было изгнано сочинение? И вот в этом году решено вновь вернуть его в выпускном классе и учитывать результат при поступлении в вузы. Причём возврат сочинения в школы произойдет уже в декабре 2014 года - ученики 11-классов напишут первую пробную работу. Переписать «незачетное» сочинение можно будет в феврале 2015 года. По сути написание итогового сочинения будет проводиться в рамках промежуточной аттестации обучающихся, а результат станет основанием для допуска обучающихся к ЕГЭ. Темы сочинений будут объявлены по пяти тематическим направлениям, жанр выпускники будут выбирать самостоятельно. Заверенную копию своего сочинения абитуриент может затем представить в приемные комиссии вузов и получить дополнительные баллы к имеющимся баллам ЕГЭ. Вот такие нововведения ждут выпускников 2014 года.
Об этом и повела разговор со старшеклассниками и учителями-филологами Елена Ядровская.
- Задача вернуть сочинение в школу – насущная необходимость! – считает Ядровская. - Но нельзя дважды войти в одну реку: с эпохи школьных сочинений изменились ученик и школа, изменились мы, изменился мир. И это нужно учитывать. Необходимо выстроить систему работы над сочинением на протяжении всех лет обучения, вместе с сочинением необходимо возродить на уроках литературы традицию выразительного чтения и традицию заучивания ряда текстов наизусть – нельзя любить литературу, не зная из неё ни строчки.
На своем мастер-классе для школьников гостья из Петербурга рассказывала почему сочинение писать трудно, но важно и как этому научиться. И дала рекомендации как подготовиться к сочинению, с чего начать, как планировать время, как «собраться с мыслями» и как их структурировать. И самое главное, объяснила по каким критериям будут оценивать работу в школе и в вузе.
На примере некоторых произведений доктор Ядровская учила ребят собирать материал для работы, отбирать из него необходимое и достаточное для раскрытия темы, композиционно выстраивать сочинение, не бояться «чистого листа», «слышать» свои ошибки.
- Занятие с ребятами я старалась выстраивать так, чтобы они не только узнали что-то полезное для предстоящего экзамена, но и задумались над тем, для чего человеку важно приводить свои мысли и чувства в порядок, письменно их излагать. Мы старались работать в диалоге. Радостно было слышать ответы ребят, знать, что тексты они читали, что они над ними размышляли.
Конечно, жаль, что возвращение сочинения началось с 11 класса, а не с пятого. Ведь учиться нужно в системе, вырабатывать потребность в писании, в рефлексии над прочитанным и прожитым.
Приятно отметить, что старшеклассники задавали очень важные и глубокие вопросы, они старались мыслить нестандартно.
Еще более насыщенным был семинар для педагогов края. Говорили о возвращении школьного сочинения, итоговой аттестации учащихся по русскому языку и литературе, организации исследовательской деятельности школьников на уроках литературы, планировании внеклассных мероприятий в Год литературы.
- С удовольствием общалась на семинаре с коллегами-учителями из Владивостока, Уссурийска, Находки, Славянки. Чувствовалось, что проблемы у нас общие, и нам важно профессиональное взаимодействие, общее понимание того, для чего мы работаем. А работаем мы не только на временное (подготовка к экзамену), но и на более важные вещи - на личностный результат, на развитие ученика. Радостно, что коллеги из Приморья сами хотят учиться! Ведь только развиваясь сами, мы сможем развивать ребят.
- Хочу поблагодарить школу, которая пригласила меня во Владивосток! – сказала прощаясь Елена Ядровская. - Спасибо, коллеги! За прекрасный солнечный город, за энтузиазм и профессионализм, за любовь к своему делу. Проведя несколько дней в школе, поняла, как много получают здесь ребята.
Город на Неве оказался совсем недалеко от города на океане. Мы строим новый мост Санкт- Петербург-Владивосток!
До встречи на Читательском Форуме 19 февраля 2015 года!